SMS за “Голос” — телевизионный лохотрон

Вчера несколько моих знакомых с утра остались без связи — деньги на счету закончились от слишком активного голосования за участников проекта “Голос” на Первом канале (РФ). Люди они вроде бы неглупые, но увлекающиеся. По стране таких наберутся миллионы.

SMS за "Голос" — телевизионный лохотронНе все из них смотрели Первый канал вечером пятницы, но с учетом высокой стоимости каждой SMSки, телеканал “поднял” на голосовании только за один вечер около миллиона долларов. Правда, в конце шоу в прямом эфире итоги голосования зрителей так никто и не продемонстрировал*.

Помнится, во многих фантастических романах телезрители влияли на развитие ТВ-сюжета с помощью нескольких кнопок, расположенных на ТВ-приемнике. Однако, реальность оказалась более технически продвинутой. Сделать это можно с помощью телефона. Даже термин был придуман — “интерактивное телевидение”. Таким же образом можно выказать поддержку тому или иному участнику политических дебатов или ТВ-шоу. Которые, по сути, нацелены на использование именно такого принципа монетизации — кроме обычной ТВ-рекламы.

Правда, политические ток-шоу могут поднимать только десятки тысяч долларов на SMS-голосовалках, тогда как развлекательные шоу опережают их на порядок: это и понятно, степень вменяемости аудитории там разная. Однако ситуация с SMS-голосованием на российском рынке никак не уладится в каких-то разумных рамках.

Основная проблема в этой ситуации — недостаток информации у пользователей о том, с какой скоростью происходит “выкачивание” денег с из счета. Нет и никаких ограничений по верхней границе стоимости их “голоса”. Нередки ситуации банальной ошибки для не сильно продвинутых пользователей, особенно для людей в возрасте: вместо 3-5 руб. за SMSку они платят в 6-10 раз больше, причем информирование об этом практически отсутствует. В любом случае, развлекательные шоу (например, набивший оскомину “Дом-2” или отбор на конкурс “Евровидение”) “заражают” пользователей желанием что-то изменить гораздо больше всех других типов телеконтента. Но слепое доверие “телеку” обычно ничем хорошим не заканчивается, а вся модель “сопричастного голосования” в попытке вроде бы что-то изменить не оканчивается ничем кроме пустого счета мобильного телефона. Здесь как с цыганами или наперсточниками – стоит только вступить с ними в контакт, как вы гарантированно останетесь с пустым кошельком.

Ну да, на экране телевизора стоимость SMS указана. Правда, саааааааааааааамым мелким шрифтом, который только возможен, а оператор связи не говорит своим клиентам после каждого отправленного сообщения его стоимость. Всем выгодно, чтобы клиент ни о чем даже не догадывался – деньги здесь «закопаны» приличные.

В настоящее время Федеральная Антимонопольная служба РФ вроде бы ведет свое расследование, посвященное рынку контент-сервисов у крупных опсосов в нашей стране. Рискну рекомендовать им несколько дополнительных инструментов пассивного контроля в сегменте SMS-голосовалок, где на массовом рынке происходит слишком много предумышленных введений клиентов в заблуждение.

Ну, во-первых, необходимо ограничить верхний уровень стоимости каждого SMS. Сейчас из того же доллара за “голос” треть остается опсосу, четверть уходит “карманному” для опсоса или телеканала “организатору сервиса”, а остальное получает сам телеканал: это может быть Первый или Россия или НТВ или СТС и т.д.

Все активно используют возможности “загрузки денег” с мобильных телефонов своих зрителей и делают это весьма активно. Доллар за голос — много. Достаточно будет и десяти рублей. Тогда исчерпать средний остаток по счету в 200-300 руб. будет затруднительно за пару минут активного “голосования”.

Во-вторых, необходимо ограничить уровень затрат пользователей на такие “голосовалки” какой-либо стандартной величиной – например, треть от его ARPU или твердая цифра в 100-200 руб. Иначе весьма увлеченные натуры молодого возраста будут “спускать” все деньги на глупости куда как быстрее, чем их родители будут успевать пополнять их счет.

Разумеется, можно предложить родителям напрочь запретить отправку SMS с телефонов своих детей на платные сервисы, но ведь это полностью проблему не решит.

В-третьих, очень желательно заставить-таки опсосов все же информировать пользователя о его затратах. После 5-10 быстро отправленных SMSок необходимо присылать клиенту отчет о его затратах с суммой остатка на счету и вводить мораторий на час-другой чтобы “остыть” от ажиотажа, нагоняемого ведущими той или иной программы. А после каждого платного SMS отправлять ему стоимость понесенных расходов.

И, наконец, в-четвертых, обязать всех организаторов SMS-голосования писать на своих рекламных материалах краткую инструкцию о том, как отключить платные SMS-сервисы голосования, если не хотите принимать участие в таких проектах. На сигаретах и алкоголе же пишут о том, что это опасно для здоровья – вот и в этом случае необходимо указывать, что это опасно для кошелька.

Наверное, не стоит быть наивным и считать, что от пользовательского голосования в современном шоу-бизнесе что-то в принципе зависит. Обычно, организаторы ток-шоу совершенно не смотрят, как голосуют зрители: у них есть свой план по результатам каждой передачи, который они и двигают. И никто, обычно, не может проверить те цифры. которые демонстрируются на экране и имеют место на самом деле. А “голосовалка” со стороны пользователей — не более чем приятное дополнение от монетизации внимания своей аудитории. Телевизор же смотрят миллионы лохов — почему бы их не подербанить? Благо, опсосы ТВ-боссам в этом с радостью помогают.

* Итоги появились только потом – на веб-сайте канала. Найти их можно вот здесь. Что помешало вывести это на ТВ-экран – загадка.

За матеріалами i-business.ru

Share Button
!

правила коментування

Поділіться думками





реклама: