Тренинг или шарлатанство?

Бизнес-тренинги и тренинги личностного роста уже успели стать популярными в Крыму. В этой сфере, как и в других, нередко работают мошенники, так как тренинги — очень простой способ “бизнеса”, практически без затрат. В Украине уже нашумели дела о том, как через такие структуры людей затягивают в секты или финансовые пирамиды.

На прошлой неделе прокуратура Крыма заявила о возбуждении уголовного дела по факту завладения средствами населения в размере более 3,6 млн грн. Деньги преступная группировка собирала через созданный в Симферополе тренинговый центр, где людей обещали научить финансовой грамоте и помочь правильно вести бизнес. В рамках такого обучения были собраны деньги в виде вкладов в бизнес-проекты, которых на самом деле не существовало.

Позднее в СМИ появилась неофициальная информация о том, что эта группировка связана с гражданином США Робертом Флетчером, организовавшим в Украине финансовую пирамиду. Он выдавал себя за успешного миллионера, которым якобы стал уже в 22 года, а также заверял, что у участников его семинаров есть возможность выгодно вложить деньги. Естественно, за это обещались невероятные проценты: 200–300 в год. Так Флетчер обманул более 1700 слушателей на 500 млн грн.

В Крыму можно найти тренинги практически на любую тему. Стоимость их варьируется от 250 до 2500 грн за курс. Сексуальные и семейные стоят в среднем 350 грн, курсы обретения уверенности в себе — 900 грн, бизнес-курсы — от 1000 грн. Видимо, градация определяется степенью готовности людей вкладывать деньги в те или иные сферы своей жизни. Угадать, какой курс принесет пользу, а какой станет бессмысленной тратой денег, порой очень сложно, учитывая, что обманывать потребителей могут не только вовлекая в финансовые пирамиды, но и просто продавая им некачественную услугу.

С помощью экспертов и пострадавших мы составили список советов, как защититься от мошенничества. Мы решили проверить эти рекомендации на практике, в том числе на примере учеников того же Флетчера, вообразив, что мы о нем ничего не знаем.

Совет № 1: “У тренинг-центра должна быть длительная и позитивная история”.

Если бы на тот момент, когда Флетчер орудовал в Украине, его “партнеры” поинтересовались историей этой замечательной компании, то они догадались бы, что стоит повременить с резкими движениями. Тренинги Флетчер проводил с 2007 года по ноябрь 2008-го, то есть чуть больше полутора лет. Этого, конечно, мало, чтоб завоевать доверие придирчивых клиентов.

Совет № 2: “Отнеситесь настороженно, если помимо платы за тренинг вам предлагают вложиться еще во что-то”.

Как раз это и было заработком преступной группы в Симферополе, но почему-то слушателей такой подход не насторожил.

Совет № 3: “Стоит опасаться, если работа структуры построена по принципу сетевого маркетинга: вам настоятельно рекомендуют привести еще, как минимум, одного клиента”.

Во многих нормальных заведениях система лояльности так и работает. Но, пожалуй, нужно поразмыслить, если ее навязывают слишком откровенно.

Совет № 4: “Опасайтесь тех, кто дает много обещаний. Например, решить все ваши психологические проблемы. Или ставит слишком короткие сроки, скажем, всего 1–2 занятия. И запомните: чем шире сформулирована тема тренинга, тем больше вероятности, что он малоэффективен”.

У Флетчера цели заявлены довольно громкие: “изменить мышление бедного человека на мышление успешного, богатого, обучить и применить на практике новейшие технологии ведения бизнеса”. Слишком много всего, слишком широко и потому слишком неправдоподобно.

“Обучаем продажам, маркетингу, рекламе, промоушену, бизнесу, инвестициям в бизнес, личностному росту, построению команды, деньгам, финансам, управлению временем, акциями, недвижимостью, открытию бизнеса, дистрибьюции бизнеса, франчайзингу бизнеса, лицензированию, банковским кредитам, построению кредитных линий, финансовому кредиту доверия”, — обещали организаторы тренингов.

Совет № 6: “Обратите внимание, что за специалист ведет тренинг. Какое у него образование, награды, дипломы. Есть ли у него опыт работы в сфере, которой он собирается обучать. Например, если это тренинг по продажам, задайте вопрос, где занимался продажами ваш тренер, насколько успешно”.

По этому пункту к структуре Флетчера придраться сложно. Среди заявленных мошенниками тренеров и академики, и профессора, и инвесторы, а сам Флетчер представлен как миллионер и собственник медиакомпании в США. Но тем не менее зацепка была. Во-первых, никому не пришло в голову проверить эту информацию через официальные источники, во-вторых, в резюме этих людей перечислялись их громкие регалии, но конкретики об их месте работы и реальных успехах было мало.

Совет № 7: “Узнайте, чего после тренинга достигли люди, которые его рекомендовали? Попробуйте пообщаться с тем, у кого не получилось достичь нужного результата. Выясните почему. Соберите как можно больше информации”.

Этот пункт назван в последнюю очередь, но он не последний по значимости. Комментарии можно собрать, например через Интернет. Но помните, что положительные отзывы могут быть рекламными, оставленными теми же тренерами. Поэтому, если вы хотите основывать свое мнение о структуре на комментариях в Сети, обязательно просмотрите очень много сайтов, чтобы попасть на реальные отзывы. Если же вы будете смотреть комментарии только на сайтах, где тренеры оставляли свою рекламу, то негатива почти никогда не увидите.

Мыслите критически и будьте бдительны!

По материалам sobytiya.com.ua

Залишити відповідь

Ви маєте змогу за кілька секунд швидко ввійти за допомогою: 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: