Сетевое надувательство

Оплатив предлагаемые некоторыми интернет-сайтами услуги с помощью СМС, украинцы становятся жертвами новой мошеннической схемы. Короткие сообщения могут… …стоить несколько десятков гривен, а услуги – оказаться весьма сомнительными. Собственно мошенникам, создающим такие сайты, достается 35-40% дохода. Остальное оседает на счетах весьма респектабельных фирм – мобильных операторов и контент-провайдеров.

«В последнее время мой пятнадцатилетний сын стал чаще просить деньги на пополнение счета мобильного телефона, – пожаловался Сергей Алексеевич. – Сначала я не обращал на это внимания, но когда за две недели он истратил 250 грн., я заставил его признаться, зачем они ему понадобились. Оказывается, Ярослав пытался выследить девушку, с которой поссорился, и отсылал на какой-то номер сомнительные эсэмэски».

О том, кто, как именно и сколько зарабатывает на мошеннических интернет-схемах типа «вы можете читать чужие СМС», «проверь, куда поехал муж» и т.д. и т.п. – читайте ниже.

Грязные игры

Почтовые ящики и странички пользователей социальных сетей последние несколько месяцев заваливают спамом, рекламирующим новую услугу: определение местоположения человека по номеру его мобильного телефона. Таких чудо-сайтов десятки, и все они якобы используют технологию GSM-поиска: так же, как и сами мобильные операторы, внедрившие услугу мобильного позиционирования.

«Сайт «Где мобила» обещает всего за 1,5 грн. обнаружить человека и показать его местонахождение на карте с точностью до 10 метров, в какой бы европейской стране он ни находился. Мол, отправляешь СМС на короткий номер – и готово», – рассказывает киевлянин Андрей Кириченко (21 год).

Он далеко не наивный, просто любопытный: захотел проверить, правда ли то, что обещают. Любознательность обошлась парню в 90 грн. Именно столько буквально за 10 минут сняли с его счета «шпионы».

«На первое сообщение ответили: «Вы должны подтвердить, что вам уже исполнилось 18 лет». Для этого надо отослать еще одну эсэмэску. Отослал. Отвечают: «На заключительном этапе регистрации вы должны подтвердить, что не будете использовать данный сервис в целях, нарушающих законодательство вашей страны». Еще раз написал – не отступать же. Жду, когда пришлют цифры, и уже почти не сомневаюсь, что попал на деньги. В итоге код прислали, но с его помощью я был переадресован на страничку определения региона по номеру телефона. Хотя и без того понятно, что 095 – это МТС, Украина. Но и этого мало: в качестве «бонуса», будто с издевкой, прислали ссылку на страничку Google Maps. На ней была видна вся Европа и пол-России, но не было и намека на то, что где-то находится человек, которого я хотел найти.

Мошенничество чистой воды», – подытоживает Андрей.

Но отступать не хотелось. Он решил обратиться за помощью к своему мобильному оператору – МТС.

Там его разочаровали: денег не вернем, мол, сам виноват – нужно внимательно читать условия соглашения, которое автоматически заключаешь со «шпионским» сайтом, как только отправляешь СМС.

В договоре, текст которого найти на сайте весьма затруднительно, мелкими буквами написано, что все это – не более чем игра, «развлекательный сервис, предлагающий доступ к данным, содержащим познавательную информацию».

«Ничего себе игрушки. Обещают одно, делают другое, при этом выкачивая из людей деньги. В такого рода сервисах, конечно, есть состав преступления по статье о мошенничестве», – комментирует действия «мобильных шпионов» начальник отдела по борьбе с киберпреступностью МВД Украины Руслан Пахомов.

В МВД есть данные и о других интернет-лохотронах, участие в которых в последнее время назойливо рекламируется жуликами. Однако привлечь к ответственности за такие преступления МВД пока никого не удалось.

“Сумма ущерба от одного СМС-сообщения настолько мала, что для возбуждения уголовного дела нужно собрать несколько сотен потерпевших. А реально к нам еще не поступило ни одного заявления”, – говорит Пахомов.

Молчание потерпевших объяснимо: одним стыдно признаться, что их развели как простаков, а для других несколько червонцев – не те деньги, чтобы тратить время и силы на их возвращение.

Эта долька для…

Пассивность потерпевших – главная причина того, что в Сети продолжают орудовать мошенники. Они остаются безнаказанными и получают посредством биллинга (так называется оплата услуг с помощью отправки СМС на короткий номер) миллионы долларов.

«Подсчитать их доходы с точностью до цента невозможно. По западной статистике мошенники обманывают примерно 2% пользователей интернета. Думаю, в Украине они ежемесячно получают со «шпионских» сайтов около $700 тыс.», – говорит директор компании «Джамп Украина» Игорь Шрайбман.

Интересно, что руководитель одного из крупнейших контент-провайдеров Украины даже не скрывает: часть из этих 700 тысяч достается и его компании. Эта фирма, как почти все контент-провайдеры, звено в цепочке, посредством которой мошенники выкачивают деньги из доверчивых граждан.

«Есть мобильный оператор – хозяин короткого номера. Мы его арендуем. Дальше по цепочке идут как минимум два-три мелких контент-оператора, которые этот номер берут в пользование у нас. И только за ними может стоять мошенник. Каждое звено этой цепи получает свой процент от оплаты услуг, даже если они мошеннические. Но я как контент-провайдер – не тот, кому вы платите деньги за, например, «поиск человека по номеру его мобильного телефона». Я – всего лишь труба, по которой эти деньги проходят к мошеннику. В этом нет ничего противозаконного», – объяснил Игорь Шрайбман.

О проценте, который он все же получает с этой схемы, предприниматель говорить отказался. Это, мол, коммерческая тайна.

Но журналистам удалось выяснить, как делят деньги, отсылаемые на короткие номера с помощью СМС. До 50% получает мобильный оператор – хозяин короткого номера; 5-10% оседает на счетах контент-провайдеров; остальное достается собственно мошенникам – тем, кто держит такие сайты.

Правда ли, что в случае с СМС-мошенничеством операторы, вольно или невольно, получают долю прибыли, которая указана в договорах с арендаторами коротких номеров? С таким вопросам журналисты обратились к одному из лидеров рынка мобильной связи Украины.

«По факту любых известных нам случаев, тем более когда к нам обращаются с жалобами клиенты, мы в полном объеме возвращаем им деньги. Если же люди нас не информируют, мы ограничены в мерах противодействия такому мошенничеству», – ответил начальник департамента услуг мультимедиа компании «Киевстар» Сергей Лещенко.

«Мы получаем эти деньги не по своей воле, – утверждает Игорь Шрайбман. – Контролировать всю цепочку, вплоть до последнего звена, то есть тех, кто организует и администрирует эти лохотроны, невозможно. Проблема в том, что с ними не подписываются договоры. Они работают по автоматическим партнерским программам: заходят на сайт, регистрируются, получают короткий номер с кодом к нему, устанавливают его на свой ресурс и принимают деньги. Поэтому мы не знаем, кто мошенники».

Между тем в развитых странах уже научились защищать своих граждан от сетевых жуликов. В Европе, например, никто не пытается ловить за руку каждого интернет-лохотронщика. Принцип противодействия им иной: жестко наказываются мобильные операторы и контент-провайдеры, без партнерской помощи которых злоумышленники просто не в состоянии делать свой бизнес.

Широко известен случай в Австралии: в прошлом году там состоялся показательный судебный процесс над тремя крупными компаниями, уличенными в рассылке спама с помощью СМС и «разводе» абонентов на ответные сообщения стоимостью пять долларов. Причем истцами выступали не пострадавшие граждане, а австралийское министерство связи и массмедиа. Украинцам до такой заботы со стороны государства, по-видимому, так же далеко, как до Австралии пешком.

Как бороться с мошенниками

1. Не будьте наивными, не «ведитесь» на сомнительные предложения, постарайтесь объяснить это детям и подросткам – наиболее уязвимой группе интернет-пользователей.

2. Всегда внимательно читайте «договор», даже если придется потрудиться, чтобы найти его на сайте.

3. Если есть сомнения в отношении какой-либо акции или услуги, для получения которой надо отправить платное СМС на короткий номер, можно позвонить в call-центр своего оператора (звонок бесплатный) и проконсультироваться по поводу тарифа и самой услуги, закрепленной за данным номером.

4. Чтобы вместо обещанных 1,5 грн. с вас не сняли 30, проверьте стоимость СМС на специальных сайтах: например, stoimostsms.ru, smsrent.ru, smsdostup.ru и других (или – что наверняка – в сервисной службе своего оператора – авт. lohotron.in.ua).

5. Также полезно почитать, что пишут на форумах о данном коротком номере и услугах, закрепленных за ним.

6. Если вы или ваши близкие стали жертвой мошенников, необходимо сделать скриншоты страниц, сохранить все исходящие и входящие СМС по поводу услуги.

7. После этого надо звонить контент-провайдеру, который арендовал короткий номер, и мобильному оператору и требовать возврата списанных мошенническим путем денег. Вам обязаны их вернуть. Если после разговора этого не происходит, надо писать заявление (иногда это требуют делать сразу).

8. Важно: подать заявление в отдел по борьбе с киберпреступностью МВД Украины (на стадии разработки сайт ведомства – cybercrime.gov.ua).

Это можно сделать анонимно.

W

1 коментар до “Сетевое надувательство

Залишити відповідь

Ви маєте змогу за кілька секунд швидко ввійти за допомогою: