Входящие без спроса

Частные телефонные номера — все более лакомые объекты для спамеров и всевозможных лохотронщиков. Было выяснено, можно ли защититься от подобных атак.

На смену «представителям канадских компаний», в офлайне «впаривающим» нам ненужные вещи, пришли вымогатели виртуальные. Обрушившиеся на нас телефонный спам и телевизионные лохотроны уже называют «чумой ХХI века». При этом экономические трудности, как всегда, только усиливают интерес граждан к телефонным развлечениям (sms-гаданиям, эротическим беседам, интерактивным викторинам, конкурсам и т. п.). Только вот платить сегодня приходится дороже по сравнению с докризисными временами: с октября 2009 г. тарифы на телефонные звонки для участия в ТВ-лохотронах и мобильных викторинах удвоились.

«Я сам обманываться рад»?

С 20 августа с. г. один из телефонных операторов проводит акцию «Болей за «Шахтер» и зарабатывай». Чтобы стать участником акции, надо всего лишь пополнить счет своего мобильного телефона минимум на 35 грн. (одним платежом) до конца года, а также отправить одно sms-сообщение со словом Shakhtar на четырехзначный номер. Дальше начинается просто сказка. За каждый забитый гол «Шахтера» в любом матче сезона 2009-2010 владельцу телефона начисляется бонус (равный 1 грн.). А впридачу к заработанному полагается еще и подарок — абонемент на матчи любимого клуба в означенном сезоне. В «Дополнительной информации» на сайте оператора, набранной микроскопическим шрифтом, все выглядит несколько иначе. Выясняется, что «подарков» имеется всего 100, а чтобы получать бонусы, надо платить 35 грн… ежемесячно. Так что «заработок» на деле оказывается обычным подвохом. Ибо при всем уважении к именитому футбольному клубу вряд ли сумма забитых им за сезон мячей (конвертируемых в гривневые «бонусы») превысит сумму расходов на ежемесячное пополнение счета.

Подобного рода «акции» можно отнести к условно честному отъему денег у граждан («условно» — если учитывать умелое психологическое давление на «центры азарта» атакуемых). Уберечь свой кошелек в таких ситуациях можно только одним способом: отказаться от участия в предлагаемых конкурсах. Остудить пыл может внимательное прочтение условий игры, особенно набранных мелким шрифтом на сайте или же в «бегущей строке» на экране телевизора. Там можно узнать, что, к примеру, принять потенциальное участие в телевикторине может только «каждый пятый», позвонивший на телефонные номера, указанные на экране. Что стоимость минуты разговора по стационарному или мобильному телефону с платными «маркетинговыми» центрами сегодня составляет уже 7-15 грн. (в октябре 2008 г. — 4-6 грн.). А стоимость sms за оплату гороскопа или участие в конкурсе выросла с 2,5-3 грн. до 4-15 грн.

Желание схватить телефонную трубку и пустить деньги на ветер может обуздать и недавно появившаяся в СМИ информация о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении организаторов платных телевикторин «Денежный дождь» и «Телешанс». Организаторов этих телеигр следственное управление ГУ МВД подозревает в «умышленном завладении средствами телезрителей, потраченных на телефонное соединение с оператором связи под видом участия в игре в прямом эфире» (правда, эти телевикторины были закрыты пару лет назад).

Купи, отгадай, позвони!

Более назойливый способ отъема времени, нервов и денег — названивание на телефоны с целью «втюхивания» товара или услуги. Главное при этом — вынудить если не купить, то хотя бы отправить sms или перезвонить на нужный номер. Расплодились новые схемы, выкачивающие деньги со счетов. Например, при попытке… «отписаться» от sms-спама. За «бесплатное» сообщение о согласии с «отпиской» мошенники снимут с вашего счета порядка 30 грн.

Самым действенным способом защиты от спама и нежелательных звонков остается составление «черных списков», закрывающих доступ к вашему номеру. Например, при назойливых звонках на ваш стационарный телефон стоит обзавестись аппаратом с автоматическим определением номера и заказать услугу АОН у «Укртелекома» (2,47 грн./мес.). После чего, узнав контакты «прилипал», внести их в «черный список» (до 5 грн./мес.). «Черные списки» могут помочь и при мобильных «покушениях». Правда, функция составления «нежелательных номеров» есть не во всех телефонах. Если ваша трубка не поддерживает составление black list, можно купить соответствующую услугу блокировки у оператора (до 10 грн./мес.).

Увы, по данным опрошенных «ВД» экспертов, не менее половины телефонного спама санкционированы самими операторами. «Мы предоставляем юридическим лицам услугу рассылки массовых сообщений. Однако мы не передаем третьим лицам данные о базах номеров мобильных телефонов наших абнентов», — говорит Оксана Рудюк, начальник департамента корпоративных и внешних связей Life:). Если рассылка инициирована оператором, то по требованию абонента поток sms должен быть остановлен. Но только в теории. Как заверила Оксана Рудюк, «отписаться» от санкционированной оператором рассылки можно, перезвонив в call-центр компании. «Я обращался в call-центр несколько раз. Никакого эффекта. Как получал по два-три спам-sms в сутки, так и получаю», — сетует Сергей, пользователь Life:).

Но даже если оператор и пошел навстречу, отключив клиента от «своей» sms-рассылки, от всего потока спама это все равно не избавит. Поскольку половина телефонного «мусора» приходит без ведома операторов. По словам Сергея Гипша, руководителя проекта Gipsh.com, «базы городских и мобильных телефонов украинцев продаются на радиорынках». Спамерам остается только загрузить базу в компьютерную программу и разослать sms с помощью интернета. «Зная базовые значения номеров оператора, мошенники генерируют списки номеров sms-рассылок. Операторы делают все возможное, чтобы сократить возможность попадания к абонентам подобных сообщений», — говорит Антон Володькин, директор по маркетингу компании Beeline. Однако проще защититься от подобных sms, настроив прием сообщений и звонков только по своей закрытой группе абонентов. Минус такой защиты — человек, не внесенный в вашу эксклюзивную группу, попросту не сможет с вами связаться.

«Интересуетесь квартирами? Это так эротично…»В более неприятной ситуации оказываются те, кто хочет получить ту или иную полезную информацию от компании, позвонив, к примеру, в ее офис. Как оказалось, многие компании недобросовестно используют такие звонки. Проблемы начинаются уже тогда, когда потребитель оказывается перед фактом, что за звонок придется платить — и немалые деньги. При этом информации о том, что звонок является платным, в рекламных объявлениях таких компаний попросту нет.

Корреспондент «ВД» выяснила, что зачастую телефонные номера таких компаний выглядят совершенно обычно — без дополнительных кодов — и позиционируются как так называемые прямые «укртелекомовские».

Одним из способов рекламы таких компаний являются и sms-рассылки. Собственник мобильного телефона, получивший подобный спам, никогда не догадается, кто его прислал, а значит, не сможет и «отписаться» от него. Если же спам пришелся «ко двору» и наивный гражданин, интересующийся, к примеру, вопросами сделок на рынке квартир, позвонит по указанным номерам со стационарного телефона, он получит счет на сумму 30 грн. только за соединение. А перечислить эти деньги придется… «Укртелекому».

Как выяснила «ВД», сотрудничеством с сомнительными конторами, общение с которыми стоит для граждан в разы дороже обычных разговоров, грешат все без исключения «телекомщики». Правда, ни один оператор не признается, что имеет свою маржу со звонков абонентов на номера с завышенной стоимостью разговора.

При этом тот же харьковский филиал «Укртелекома» открыто приводит на своем сайте перечень «избранных» фирм, а также сами «эксклюзивные тарифы». К примеру, минута «живого эротического общения» по прайсам, предоставленным «Укртелекомом» НПП «Укрспецсвязь», стоит для граждан 6,33 грн. Странно, что в этом же списке оказались и консультанты по недвижимости. А главное — о цене телефонных консультаций с ними нигде не сказано. Самостоятельно же проверить на официальных сайтах, почем «разговорчик», догадается далеко не каждый потребитель.

***

Роман Химич, руководитель экспертной группы Netton.Telecom

— «Отписаться» от навязчивой sms-рассылки теоретически можно, подав жалобу оператору с указанием номеров спамеров. Если спам приходит с внутреннего номера оператора, то поток должен быть остановлен. Но операторам, зарабатывающим на массовых sms, не всегда выгодно блокировать номера спамеров. Особенно если сам оператор занимается рекламными рассылками. В результате жалобу абонента не спеша «мурыжат», истощая решимость человека бороться за свои интересы. Если в течение 30 дней оператор не ответил на ваше обращение, подавайте жалобу в Госпотребзащиту и пишите повторное письмо в компанию с угрозой предать конфликт огласке.

Леся Запорожец, начальник отдела по управлению и развитию отношений с контент-партнерами компании «Киевстар»

— По факту жалоб от абонентов мы пытаемся блокировать несанкционированные sms-рассылки и предотвращать их возобновление. Технически определить, получает абонент sms по собственной подписке или же его номер попал в базу спамеров, сложно. Поэтому мы рекомендуем клиентам воздержаться от передачи своего номера посторонним лицам, не оставлять номер мобильного при заполнении анкет для участия в акциях, розыгрышах и т. п. Механизмы блокирования sms-спама зависят от источника несанкционированных рассылок. Поэтому клиенты могут самостоятельно защитить себя от спама путем использования встроенных «черных списков» sms.

Залишити відповідь

Ви маєте змогу за кілька секунд швидко ввійти за допомогою: